Агриппина Яковлевна Ваганова... Ее имя знакомо даже тем, кто никогда не видел ни одного балетного спектакля, оно стало символом высочайшего качества отечественного балета, его носит старейшая профессиональная школа страны – Академия русского балета.

Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. В чем же ее значение? Пожалуй, самую суть смог выразить известный танцовщик, балетмейстер, педагог, художественный руководитель Академии русского балета Игорь Дмитриевич Бельский: «Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа.

Педагогика - это призвание. Чтобы выйти на эту дорогу и идти по ней достойно недостаточно одного страстного желания стать педагогом. Его путь должен определяться дарованием, богатым опытом, знанием своего предмета, тем более, что педагог несёт ответственность за артистов, за будущее театра. 
☝Блестящий педагог и мастер своего дела Агрипина Ваганова неуклонно стремилась к совершенству в приёмах танца и хотела постичь тайные импульсы движения, познать его закономерности. Приносит ли движение вред или пользу танцовщику Вагановой помогало определить точное знание механики движения.

С особым вниманием она относилась к рукам, большое значение имела точность в их движениях и позициях. Руки словно поддерживали корпус танцовщицы, помогая ему в прыжках, в пируэтах. Ваганова обращала внимание учениц также на кисть руки, которая должна была быть узкой, грациозной, «прибранной», без «растопыренных» пальцев. 

Большое значение придавала Ваганова музыкальному сопровождению урока. Она не разрешала отклоняться от музыки ни на четверть такта. «Выньте вату из ушей!» - кричала она ученикам, не попадающим в такт. «Ты, кажется, оглохла, девочка? Пойди к врачу, пусть он тебе прочистит уши... И запомни: не чувствуя музыки, не слыша её ритма, ты никогда не будешь балериной», - вспоминает слова педагога Татьяна Вечеслова в книге "Я - балерина" (ученица А.Я.Вагановой). 

Будущим танцовщицам Агриппина Яковлевна рассказывала о важности поклона, жеста, о том, как значительно первое появление в спектакле и даже об умении бегать по сцене, утверждая и доказывая, что бег есть тот же танец. 

Танцевальная гармония, помнению Агриппины Яковлевны, заключена в умении молниеносно координировать движения корпуса и рук. Артисты, приходящие из других школ на урок к Вагановой, часто просто не попадали в темп урока - настолько он был сложен и специфичен. 


В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой, которое перешло в название  Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о Вагановой.

По материалам www.vaganovaacademy.ru

Галерея

На верх
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.
Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
OK